Новости и информация
Blog
03 февраля 2017

Рождение стандарта: стандарт ASME для котлов и сосудов высокого давления (часть 2)

Сложно сказать, как долго вопрос безопасной эксплуатации котлов оставался нерешенным, но следующий эпизод в истории правил контроля за использованием котлов связан с пароходом по имени "Султанша".

"Султанша"— деревянный колёсный пароход, с двумя высокими трубами.

Катастрофа произошла 27 апреля 1865, когда пароход плыл вверх по реке около города Мемфиса, три из его четырех котлов взорвались по неизвестным причинам, которые так и не были определены.

Как ни странно, корабль, рассчитанный на 375 пассажиров, был забит от носа до кормы примерно 2,200 людьми. Пароход перевозил с юга США освобождённых из плена солдат северян. В результате катастрофы погибли 1653 человека (более семидесяти скончались от ран и травм позже), спаслись 741 человек. Это кораблекрушение по числу жертв является самой масштабной катастрофой XIX века и по сей день удерживает печальный рекорд по числу жертв на речном транспорте.

Несмотря на постоянно работу и влияние компании Hartford Steam Boiler Company, продвижение к созданию стандартов было крайне медленным. Научно-исследовательские работы, которые были предприняты, часто были либо не окончены, либо являлись поверхностными.

В 1883 Комитет по Стандартам и Мерам ASME разработал правила для определения возможностей парового котла. Как тогда заметил один из участников: «Установление мер и стандартов является, несомненно, нашим долгом». Благодаря этим новым веяниям произошла координация совместных усилий, и Комитет сделал гигантский шаг вперед, когда в 1884 он сформулировал кодекс под названием: «Методы Стандартных Испытаний для Паровых Котлов». Спустя год Комитет по Стандартам и Мерам ASME основал Комитет по Стандартам для Труб и Трубной резьбы, определив тем самым природу его будущей деятельности и политики, которая будет впоследствии направлена на разработку программ развития правил и стандартов контроля за эксплуатацией котлов.

Уильям Кент, председатель первого комитета, который обобщил ряд правил тестирования котлов, утверждал, что задание было невероятно трудным, потому что постоянно необходимо было быть в курсе последних событий и обновлять правила. Около 40 членов комитета, включенных в него изначально, увеличились в несколько раз, и Кент решил, что «объединить их будет слишком сложной задачей».

Вскоре после основания ASME (1880), возникли другие общества и ассоциации, которые так же должны были оказать серьезное влияние на развитие правил и стандартов надзора за эксплуатацией котлов. Одной из таких ассоциаций была American Boiler Manufacturers’ Association (ABMA), которая была учреждена в 1889. Ее цель состояла в том, чтобы разработать стандарты по проектированию и производству котлов, и предотвратить тем самым производство и продажу бойлеров, непригодных к безопасной работе. Первоначально были сформированы комитеты по материалам, тестированию и контролю, ковке, трубам, присоединенным клапанам, фиттингам и настройке. Три года спустя ABMA назначила свой первый Комитет по унификации всех спецификаций.

К рубежу веков Ассоциация была серьезно занята деталями работы котлов и опубликовала статьи о ковке, чеканке, выпуклом днище котла, отбортовке, трубах, формировании, утопленных болтах, скобах, барабанах и испытаниях гидростатического давления.

Полковник Эдвард Д. Мейер, который впоследствии будет участвовать в рождении стандарта ASME для котлов, был утвержден в должности председателя Единого Комитета по Спецификации ABMA, и был явно не удовлетворен тем единственным направлением, к которому сводилась работа комитета. Большинство участников уделяли внимание техническим требованиям с точки зрения предложения наилучшей цены на торгах котлами и их компонентами, а не принятию стандартов и кодексов государством и муниципалитетами. Этот перекос, как он считал, скорее нарушал необходимый баланс между безопасностью и ценой котлов, чем способствовал его достижению. Ценности, которых он придерживался в этот период его карьеры, отражают те идеи, которые он затем воплотил при создании и разработке первого Стандарта ASME.

Однако несмотря на все усилия, все еще не было никакого свода правил для изготовления безопасных стационарных котлов ни в одном из Штатов. Массачусетс рассмотрел принятие законов и нормативных актов из-за того, что паровые котлы широко использовались на сотнях фабрик и заводов в этом штате, где все больше и больше развивалась промышленность, но законы так и не были утверждены по двум причинам. Первым было положительное влияние Компании Hartford Steam Boiler Inspection and Insurance в Новой Англии, специалисты которой провели значительную работу по оборудованию безопасных котлов, которые фирма застраховала. Второй было то, что между 1898 и 1902, не было никаких серьезных взрывов котлов, о которых было бы известно в каких-либо промышленных регионах Штата, составляя драматический контраст с общим количеством жертв более чем в 1,600 человек в тот же самый период в США. Это приписывалось, частично, тому, что в Массачусетсе в 1850 был принят закон, требующий установку предохранителей на все стационарные котлы высокого давления.

Спокойствие было резко нарушено 10 марта 1905, когда заполыхала огнем труба в городе Броктоне штата Массачусетс, и взорвалась фабрика обуви. Тогда 58 человек погибло, 117 было ранено, убыток составил более одной четверти миллиона долларов. Так как фабричные котельные не были застрахованы, и причина трагедии так и не была установлена, было очевидно, что государственные законы в полной мере здесь не действовали.

6 декабря 1906 г. другой серьезный взрыв произошел также на фабрике обуви, на этот раз в Линне. Несмотря на то, что в данном случае был убит только один человек, этот инцидент заставил губернатора Массачусетса заявить в своей речи при вступлении в должность, что чаша терпения властей по этому вопросу переполнена и требуются немедленные действия.

Читайте продолжение в следующей статье на нашем сайте...

Назад в блог Ключевые слова: стандарты, история,